Резерв для холодного батика. Как подобрать?
Раннее я писала о разных техниках батика и об отличиях между ними. Теперь будем разбирать детально технику холодного батика, и обсудим с какими проблемами можно столкнуться при попытках овладеть ею самостоятельно.

Из прошлой статьи вы уже знакомы с основным принципом этой техники. Как я люблю говорить — «принципом раскраски». Если просто: есть контур рисунка, и есть цвет, который необходимо залить в этот контур. Контур представляет собой специальный резиновый состав, предотвращающий растекание краски. В народе называют просто – резерв. Краска наносится внутрь резерва кистью, иногда специальными поролоновыми спонжами/кистями.

Но при всей простоте техники, знаю, что в процессе работы у новичков возникает масса вопросов. Давайте пройдемся по самым распространенным. И в этой статье начнем с резерва, так как хороший резерв — это практически 70% успеха вашей работы.

Как правильно подобрать резерв?

Главный критерий хорошего резерва – он не должен пропускать краску! Если через резерв будет проходить краска, никакого удовольствия от процесса вы не получите. А о результате вообще молчу. Хотя как абстракция может прокатить. В конце концов фразу «Я художник, я так вижу!» никто не отменял =).

Вот так в случае плохого резерва будет вытекать краска. Хотя в нашем случае проблема была в ткани. В следующей статье расскажу какая именно
Один из резервов, купленный на зарубежном сайте. Золотой. Почти не пользовалась им. Консистенция слишком густая для трубочки.
Поэтому мы в Nymph варим свой резерв из резинового клея и парафина. Во-первых, это дешево, а во-вторых, если правильно варить, то краску не будет пропускать даже на достаточно плотных тканях, таких как коттон. Но очень важно помнить, что через очень плотные ткани, такие как джинс или плотный лен, даже качественный резерв будет проходить недостаточно хорошо. Поэтому при выборе ткани это необходимо учитывать (о подборе ткани еще расскажу).

При этом многие используют и покупные резервы. На заграничных сайтах их вообще уйма разных. Тут уже кто к чему привык. Так что не бойтесь пробовать и искать для себя оптимальный вариант.

Как правильно наносить резерв?

Резерв можно наносить разными инструментами. Самыми распространенными являются стеклянные трубочки и пластмассовые бутылочки с наконечниками. Последними я некоторое время пользовалась, когда не могла найти в магазинах трубочек для батика. Это была специальная бутылочка от фирмы Javana. И мне лично, как говорится, вообще не зашло. Во-первых, уставала рука от постоянного нажатия на бутылочку для того, чтобы вытекал резерв. Во-вторых, степень нажатия всегда была разная, и, соответственно, толщина линий тоже. Резерв вытекал плохо, но это возможно из-за самого резерва. Ну и, в-третьих, я, наверное, просто очень сильно скучала по трубочкам, которыми привыкла пользоваться еще в школьные времена.

Основные ингридиенты для приготовления резерва.
Резиновый клей, парафиновая свечь и бензин.

Так выглядят бутылочки для нанесения резерва от известных производителей.Один из резервов, купленный на зарубежном сайте.
Сейчас трубочки найти несложно, но практически все они с тонким носиком и ручкой. А это не очень удобно. Причем если носик можно подточить наждачкой, то ручку толще ты не сделаешь. Зачем толстая ручка? Когда вы набираете резерв в трубочку с помощью спринцовки, то отверстие спринцовки оказывается намного больше, чем толщина ручки трубочки, и, соответственно, набрать резерв не получается. Можно купить спринцовку с зауженным носиком, но все равно быстрее резерв набирается именно через трубочку с толстой ручкой. Поэтому для работы я заказывала трубочки в стеклодувной мастерской. Обошлись недорого, и работать с ними куда проще и удобнее.
Стеклянные трубочки для батика. Та что меньше — покупная. Тоже хорошая,
но с тонкой ручкой

Вот такая история получается с тонкой ручкой трубочки и спринцовкой
Вернемся к тому, как наносить резерв. Если наносить его через трубочку, то самое главное правило — держать ее носик перпендикулярно ткани, а не под углом, при этом немного надавливая на нее (либо чуть сильнее, если ткань плотная). Так он точно пройдет сквозь, а не останется на поверхности ткани. Также очень важно определить скорость ведения трубочкой. Слишком быстро – резерв может не пройти через ткань, слишком медленно – быстро устанете.
Кадр из нашего видео-курса. Да, я немного странно держу трубочку. Это у меня еще привичка со школы. Карандаши и ручки я тоже так держу. Вы можете держать как вам удобно, главное перпендикулярно к ткани=)
Что касается пластиковой бутылочки, то важно подобрать правильную. Как я писала ранее, специальная фирменная бутылочка мне не подошла. Но буквально на днях я купила вот такую с тонким металлическим носиком. Не поверите, где! В вейп шопе. Они используются для заправки электронных сигарет.
Так вот, если сделать правильную консистенцию резерва, работать с ней очень удобно. Давить сильно не приходится, с обратной стороны ничего не вытекает, если перевернуть (как в случае с трубочкой). Чистить просто, хотя можно и не чистить, а просто оставлять резерв внутри на какое-то время.

Но есть и минусы. Пока не разобралась, как делать линию толще, возможно нужен другой наконечник. И также линия пока не получается идеально равномерной, но это скорее дело практики.

Во второй части расскажу о тканях и о том, как правильно их подбирать. А пока жду ваших комментариев и вопросов по поводу резерва!

Made on
Tilda